История
Минского гетто
(материал подготовлен как
дополнение к дидактическому пособию)

Жизнь после...

Какая она, жизнь после Холокоста? На этот вопрос ответить. Трагедия евреев Европы в годы Второй мировой войны навсегда разделила историю этого народа на до и после.
Гибель 6 миллионов человек, каждый из которых хотел жить, работать, воспитывать детей, любить… Те, кому посчастливилось выжить, после войны так или иначе пытались налаживать свою жизнь, но для многих эта жизнь была уже без родных и близких.
В 1948 г. евреи всего мира наконец-то получили свое государство Израиль, вернуться куда еврейский народ мечтал многие тысячелетия. После войны началась активная репатриация — возвращение на родину: люди ехали со всех концов земли, чтобы новую жизнь. Советским евреям выехать из страны было достаточно сложно, многие из них окажутся в Израиле только после распада СССР. Их положение усугубляли антисемитизм и антиизраильские настроения советского руководства.
В документах у советских граждан существовала т.н. «пятая графа», где указывалась национальность человека. Евреи, как и представители некоторых других национальностей, считались проблемными и подвергались полуофициальной дискриминации: были сложности с продвижением по службе, с поступлением в ВУЗы, да и в целом высказывалось всяческое недоверие к представителям еврейского населения. Те, у кого один из родителей, был, к примеру, белорусом, при получении паспорта приписывали себя именно к этой национальности, чтобы избежать проблем в будущем.
Зимой 1953 г. в СССР разразилось «дело еврейских врачей». Все центральные газеты опубликовали экстренное сообщение о том, что органами государственной безопасности раскрыта террористическая группа врачей, ставивших целью путем вредительского лечения сократить жизнь советским государственным деятелям.
Статья в газете «Правда» и советская карикатура на тему «дела еврейских врачей»
Следствие «установило», что врачи будто бы, используя свое положение и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно подрывали их здоровье, ставили неправильные диагнозы, а затем неправильным лечением губили их. Говорилось, что все эти «врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки», — состояли в наемных агентах у иностранной разведки. В рамках дела «еврейских врачей» последовали увольнения медицинских работников, у кого в графе «национальность» было указано «еврей». Это дело было сфабриковано в рамках сталинского антисемитизма для разжигания среди населения национальной розни по отношению к евреям.
В этих условиях евреи города жили, помогали друг другу, сохраняя память о тех, кого уже не стало в их семье и городе.
Война, а затем активная волна репатриации евреев уже в 1990-е гг., полностью изменили облик и население Минска. В 1991 г. был создан Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин, председателем которого более 20 лет являлся заслуженный архитектор Республики Беларусь Леонид Левин.
Леонид Левин демонстрирует макет мемориала в Благовщине
Еще сто лет назад на улицах нашего города можно было услышать оживленную беседу на идиш, поторговаться у прилавков многочисленных еврейских магазинчиков, прогуляться мимо Холодной синагоги. Что же сегодня? На теперешний момент еврейская община в Минске — самая многочисленная в нашей стране, в городе есть две действующие синагоги. Если в первой половине XX в. в белорусской столице проживало около 80 тыс. представителей еврейской национальности, составляя большую часть населения города, то сейчас здесь проживает всего лишь около 5 тыс. евреев. Но каждая из этих семей хранит и чтит память о своих предках, ставших безвинными жертвами Холокоста, а имена и судьбы этих людей навсегда переплелись с историей родного Минска.
Made on
Tilda