История
Минского гетто
(материал подготовлен как
дополнение к дидактическому пособию)
МИНСКИЕ ЕВРЕИ:
ЖИЗНЬ ДО ВОЙНЫ
Огромный вклад в историю и культуру белорусских земель на протяжении многих столетий вносят евреи. Появились они на территории Беларуси еще во времена князя Витовта. После вхождения белорусских земель в Российскую империю была введена черта еврейской оседлости.
Черта еврейской оседлости — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям. Существовала с 1791 по 1917 гг.
Согласно переписи 1897 г. в Минске 52% населения составляли евреи, которые расселялись повсеместно. В городе в 1917 г. действовало 83 синагоги. Количество синагог превышало количество церквей и костелов.
В годы военного коммунизма и НЭПа произошли серьезные изменения в структуре занятости еврейского населения. Из ремесленников-одиночек и работников мастерских сформировался слой фабричных рабочих. Еврейское населения пополнила ряды служащих.
Еврейская интеллигенция Минска в начале ХХ в. решила открыть синагогу, подобную синагогам городов Европы. Синагога была построена в 1906 г. по инициативе врача Иосифа Лунца на средства, собранные евреями города. После перестроек здание приняло современный вид. Сохранились лишь отдельные фрагменты прежнего фасада.
Очевидцы вспоминали: «Это было великолепно отделанное здание. Большой зал мог вместитьдо 400 человек. Там же находилась библиотека. Эта великолепная синагога стала предметом гордости евреев города».
Хоральная синагога, Минск, 1920-е гг.
В 1922 г. группа представителей минской областной комиссии по изъятию церковных ценностей обсудили будущее городских синагог. В главной Хоральной синагоге ревизии подверглись ценные серебряные светильники, кубки и др. С гордостью члены Евсекции подчеркивали: «величайшей победой в текущей борьбе с клерикализмом стало занятие Хоральной синагоги. Оно придало ускорение процессу экспроприации синагог в других местах». Культовые здания стали использовать в политических целях.
В 1923 г. здание Хоральной синагоги переоборудовали под рабочий клуб. Позже здесь открыли Дом культуры, затем кинотеатр «Культура». Сейчас в этом здании размещается Национальный драматический театр имени М. Горького.
Минск был центром раввинской учености. В XIX—XX вв. наиболее многочисленной и развитой являлась сеть традиционных учебных заведений — хедеров.
Хедер — еврейская религиозная начальная школа.
Дети состоятельных родителей получали образование в общих гимназиях, реальном училище. Высших учебных заведений в городе не было, а в столичные университеты могли поступить только от 3 до 5% евреев.

Традиционная система еврейского образования была уничтожена советской властью. Однако вплоть до 30-х гг. существовали подпольные иешивы и хедеры, которые посещало более 500 детей. В противовес традиционной системе еврейского образования была создана
советская — на языке идиш. В Минске открылись еврейские детские сады, школы, еврейский педтехникум. Но это образование не содержало обучения национальным традициям и культуре. Но даже и оно вскоре было запрещено: 3 июля 1938 г. вышел указ о реорганизации учебных заведений в белорусские или русские.
До 1938 г. на зданиях в г. Минске можно было увидеть подписи на 4-х языках: белорусский, идиш, польский и русский.
Made on
Tilda