История
Минского гетто
(материал подготовлен как
дополнение к дидактическому пособию)

Культура памяти о Минском гетто

⁣⁣⁣⁣⁣История Холокоста должна быть предупреждением всем живущим на Земле о чудовищной бесчеловечности войн. Цена амбиций и войны — это человеческие жертвы. Особняком в числе десятков миллионов погибших в этой войне стоят 6 миллионов жизней — треть всего еврейского населения мира и десятая часть всех потерь в этой войне. В Минском гетто погибло около 100 тысяч человек. Тучинка, Кальварийское кладбище, еврейское кладбище на Сухой, станция Койданово — те места массовых расстрелов, о которых нам сегодня известно, не могли вместить такое количество жертв. Основная часть была уничтожена в лагере смерти Тростенец. В том числе туда свозили эшелонами евреев из западноевропейских городов. Один из ключевых вопросов сохранения памяти о них — необходимость восстановления имен и судеб невинно убитых.
В послевоенное время была официальная установка больше на демонстрацию подвигов героев, а не на трагедию народа в войне. Поэтому устанавливалось огромное количество памятников солдатам, при этом мало представлялись драматические истории, показывающие кошмар массового уничтожения нацистами гражданского населения. Но со временем ушла в прошлое гигантомания, изменилась сама концепция мемориальных комплексов.
⁣⁣⁣⁣⁣В начале 1970-х гг. создается мемориальный комплекс «Хатынь», который был задуман как памятник всему мирному населению, уничтоженному в году оккупации. Там на Стене памяти есть ниша, посвященная Минскому гетто, которое обозначено как «район улиц Немига и Республиканская в Минске». Тогда перед создателями «Хатыни» не ставилась задача увековечивания жертв геноцида по национальному принципу. Из всех воплощенных в жизнь проектов увековечивания памяти жертв Холокоста одним из самых значимых можно считать проект минской «Ямы».
«Черный обелиск», г. Минск
В 1947 г. вернувшиеся после войны евреи города увековечили память жертв погрома 2-3 марта 1942 г., установив один из первых в СССР памятников с надписью на идише – «Чёрный обелиск». Текст написал еврейский поэт Хаим Мальтинский. В начале 1950-х гг. тех, кто активно участвовал в установке памятника, арестовали. Их обвиняли в том, что поставили памятник без разрешения, хотя разрешение было. В 70-80-е гг. власти неоднократно пытались снести памятник под предлогом новой застройки, но минские евреи сумели защитить памятник и память о погибших.

Мемориал «Яма», г. Минск 2018 г.
В 2000 г. на Яме создали мемориал, установили скульптуру «Идущие на смерть» (скульпторы Э.Поллак и А.Финский, автор мемориального комплекса Хатынь, архитектор Л.Левин). Рядом с Ямой была создана Аллея Праведников Народов мира, на которой высажены деревья и установлены таблички с именами Праведников из Беларуси. Здесь проводятся все траурно-памятные мероприятия, связанные с Холокостом.


На территории Благовщины сейчас создан мемориальный комплекс. Но в 2010 г. про убитых там депортированных евреев напоминали лишь жёлтые таблички инициативы «Мальвина».

Инициатива «Мальвина» — желтые таблички с именами погибших. Благовщина, 2016 г.
Это было 11 июня 2011 года, и это было в Беларуси. Я приехала в Малый Тростенец во второй раз. Микроавтобус доставил меня и еще 15 человек в небольшое урочище под названием Благовщина. Целый год я испытывала определенный страх. Ведь год назад я впервые развесила там именные таблички, не имея на то официального разрешения. Желтые таблички с именами моих родственников: Виктора, Герты и Розы Ранценхофер. Кроме того, я повесила табличку с именем Мальвины Бартон. Я закрепила таблички на деревьях, там, где они были убиты в 1942 году за то, что не были «арийцами»…
Вальтрауд Бартон
руководитель инициативы
«Мальвина» Apple CEO
Made on
Tilda